Интервью
Семенская

Мария Семенская

В каком историческом периоде Вы бы хотели оказаться сейчас и почему?
Мне нравится проживать то время, в котором я нахожусь — в нём происходят большие трансформации, за этим интересно наблюдать.

Можете ли Вы назвать деятелей культуры и искусства прошлого, которые повлияли на Вас и Ваше творчество?
Да, конечно. На меня, моё творчество и вообще мировоззрение художника повлияла культура Итальянского Возрождения, такие имена, как Учелло, Фра Анджелико. Глубокие и очень интересные художники, они оставили определённый отпечаток, который достаточно ясно прослеживается в моём творчестве.

В чём Вы черпаете своё вдохновение, помимо творчества деятелей культуры и искусства прошлого?
Философия, духовные практики, люди. Для меня вдохновением могут послужить абсолютно неожиданные вещи и явления. Помимо живописи, я занимаюсь фотографией, это другая форма визуального творчества. Зачастую она отсылает к определённым размышлениям, которые затем отражаются в моей живописи. Так что фотографию также можно считать одним из источников моего вдохновения.

Как у Вас происходит процесс работы? Есть ли у Вас особые ритуалы перед началом работы?
Нет, у меня нет каких-то особых ритуалов. Мне важно знать, что у меня не лежит никаких срочных писем, обязательств перед кем-то, тогда я могу легко работать, ни что уже не будет меня отвлекать. Только это. 

Какие темы волнуют Вас чаще всего и находят отражение в Ваших работах? Можете назвать топ-3.
Людей всегда интересует их собственная личность. Поэтому в своём творчестве я обращаюсь к теме человека, его переживаниям, внутренним изменениям и его взаимодействиям с миром.

Насколько Ваше визуальное впечатление действительности влияет на концепцию работ? Что для Вас приоритетнее: концепция или действительность?
Любая действительность — это уже концепция. В нашем представлении — это то, что каждый видит перед собой, это субъективно. А значит действительности не существует как таковой.

Почему Вы используете именно технику коллажа? Как она помогает раскрывать Вам основные смыслы произведений?
Я думаю, что коллаж более точно передаёт мое представление о современном мире. Я прошла с этим видением большой творческий путь. Мне по-прежнему интересно с этим работать.


Вы когда-нибудь хотели попробовать другие формы визуального творчества (например, скульптуру), помимо живописи в классическом понимании и цифрового искусства? Если «нет», то почему? Если «да», то какие формы искусства Вы бы хотели попробовать и почему?
Я думаю, любой художник, сталкиваясь с какими-то интересными и любопытными практиками, часто хочет попробовать что-то новое. При попытке работы с новой формой нужно знать, какие существуют актуальные материалы, уметь использовать их, понимать возможности языка, которым обладает форма. Отвечая на вопрос, мне очень нравится digital art, XR, но я не работаю ни с 3d софтом, ни с анимацией. Для освоения этих технологий нужен ресурс времени и сил, поэтому — это вопрос встречи партнера, с которым появится возможность вместе поработать в этой области.

Какие идеи духовности или духовных практик Вам близки? Как это отражается на Вашем творчестве?
Для меня идея духовности сейчас — это познание самого себя. Эта практика позволяет делать интересные и новые открытия, расширяя горизонты творческого восприятия мира.

В Ваших более ранних работах встречается множество элементов религиозной живописи, иконописного искусства (например, горки, шестикрылый Серафим). Вы этим вдохновлялись?
Да, в серии работ «Апокриф», я рассматривала христианскую библейскую тему, связанную с апокрифическими текстами, которые не входят в канонические. К этому же проекту относится период моего вдохновения Итальянским Возрождением и русской иконой. В этом цикле я рассматривала, как из настоящего момента мы воспринимаем религиозные контексты прошлого, которые в моих произведениях становятся мифотворчеством. Канон остаётся, но он уже не является единственно возможным для художника, он для нас опосредованно прожит. Я говорю о внешней форме, а не о вере. Это, скорее, разговор о мифологии религий и о том, как современный человек может эти сложные явления трактовать.


В описании к серии работ «Artificial fears» («Искусственные страхи») Вы говорите, что содержанием всех ваших произведений было и остаётся «острое переживание женственности и её востребованности». Что для Вас «женственность», как Вы её понимаете?
Эта серия была выпущена в 2009 году, с тех пор прошло уже 13 лет.
Тогда я, видимо, переживала нечто связанное с понятием «женское». Сейчас я могу прочувствовать это шире — как Человеческое. Сказать сегодня, что я понимаю под «женственностью» мне сложно, я только наблюдаю, как меняется культурологический контекст, связанный с понятием «женщина», и пока не готова давать оценку этому новому понятию.


В центре каждой работы находится одна героиня. В интервью Вы говорили, что как бы помещаете в неё свой образ. У Вас есть планы на будущее, как Вы дальше планируете развивать свои темы, связанные с историей это героини? Может ли она в будущем отделиться от автора?
Эта героиня — это Образ, и именно он переходит из работы в работу. Персонаж — это сублимация моих переживаний в границах произведения. Может ли персонаж в будущем отделиться от автора? Безусловно, потому что главная задача автора — отдалиться как можно дальше от своего персонажа и наблюдать его со стороны.

В Вашем творчестве часто встречается образ цветка. Что он значит лично для Вас? Как Вы относитесь к флореальной тематике?
Для меня цветок — это пик жизни, самый прекрасный и самый яркий момент. Нечто вырастает, появляется, достигает своей наивысшей точки. Оно должно использовать все усилия, чтобы достичь вершины «красоты», после которого последует процесс увядания.


В Вашем творчестве также встречается образ ножа в ранних работах, очень часто он присутствует в руке героини. Что он для Вас значит?
Нож — это предмет баланса. Он одновременно и опасный, и полезный. Он — и дилемма, и решение вопроса, то есть он многофункциональный, практически тотемный предмет. В конечном итоге — это и самокопание, и избавление от чего-то лишнего. Его можно наделить огромным количеством смыслов. Под него можно было бы решить целую серию. Это универсальный и удивительный предмет.

В Вашем творчестве никогда не используются натуралистичные пейзажи — почему только сгенерированная реальность? Это опять же связано с коллажированием?
Я не верю в существование действительности, как и в единую визуальную реальность — сама личность творит реальность. Я обращаюсь к пейзажу, как к некому знаку пространства, ведь мы понимаем и измеряем абсолютно всё знаковыми представлениями. Говорить о том, что, глядя на один закат, мы будем видеть разную картину — очень очевидно, но это так.

Какое Ваше самое любимое произведение, когда-либо созданное Вами? Почему?
У меня действительно есть любимая работа, называется она "Обращение к источнику". Одна из её версий будет представлена на выставке в Галерее А3, вообще существует несколько её вариантов: цифровой и живописный. Они отличаются тем, что цифровая версия была подготовительной версией к живописной работе, но в дальнейшем она обрела свою собственную форму и из просто компьютерного коллажа стала отдельным произведением. Эта работа о Триединстве — она отражает смысл самопознания и самообретения.


Расскажите, пожалуйста, над чем Вы сейчас работаете? Если у Вас какие-то проекты, которые Вы давно хотели реализовать?
Проект, над которым я работаю сегодня, связан с идеей столкновения синтетического и концептуального. Я думаю, что из этого может получиться что-то любопытное — там есть некий трансисторический визуальный аспект и обращение к истории живописи, а также психологии искусства, философии субъективного и симулятивного.

Сколько времени в среднем Вы тратите на создание проекта?
Я не мыслю проектами. Я работаю достаточно кропотливо, пытаясь найти предельно точное выражение интересующей меня идеи через визуальное высказывание. Некоторые работы, со временем могут утрачивать для меня полноту высказывания, я могу их оставить или совсем исключить, переключиться на другую интересную идею, так серия работ может приостановиться, растянуться на долгий период. Поэтому, в целом, это может длиться от года до трех лет.

Что Вам интереснее коммерческая история или художественная значимость?
Я бы не стала отделять одно от другого. Творческому человеку важно, чтобы у его работ была художественная значимость. Финансовая составляющая также не может быть безынтересной, потому что это — ресурс для дальнейшей работы. Обращение только к материальной стороне творчества обедняет художника, но без неё невозможно дальше создавать произведения. Всё требует человеческих усилий и финансовых затрат.

Можете ли Вы предположить: какие виды визуального искусства будут популярны в будущем, появятся ли новые? Вытеснит ли digital art "классическую" живопись или они будут находиться в содружестве?
Я уверена, что цифровое искусство будет развиваться, и будут появляться его новые формы. Скорее всего, сейчас мы даже не можем представить их. Мы находимся в самом начале цифровой цивилизации. Когда-то нам предвещали, что телевидение вытеснит театр, а цифровая книга заменит бумажную. Однако этого не случилось. Люди всё время хотят чего-то нового и интересного. Но это новое и интересное может со временем устаревать, или же прошлое, в новом витке, может стать актуальным и современным. Поэтому предвещать что-то я бы не стала, а вот то, что неожиданные симбиозы будут происходить — это точно.

Дайте, пожалуйста, несколько советов молодым художникам, которые только начинают свой путь в мир искусства.
Наверное, самый лучший совет будет — доверять себе. Всё, чему вас будут учить — это не есть вы. Личность включает в себя гораздо больше, чем какая-либо дисциплина или даже группа дисциплин. Нужно обрести то, что называют «стержнем» и, когда вы его найдёте, это и будет самое волшебное чудо в жизни.


Автор текста: Матюкина Татьяна