Интервью
Петрик

Фёдор Петрик

Какой у Вас любимый художник? Какая эпоха в истории искусств Вам нравится? Есть ли у Вас любимые произведения, которые Вас вдохновляют?
Они часто меняются, у меня нет такого, что есть любимый художник или любимая эпоха. Мне сегодня одно интересно, а завтра другое. Также и с произведениями. Сейчас я, например, изучаю творчество Аниш Капур, мне нравится. Можно даже не знать, что имел в виду автор, или какие тексты он писал, главное наблюдать за тем, какие чувства всё это у тебя вызывает.

Как у Вас происходит процесс работы, как Вы находите своё вдохновение?
Я просто сажусь работать, и уже в процессе ко мне приходит вдохновение. Если я ничего не создаю в данный момент, не леплю формы, не пишу картин, а занимаюсь другими делами, то и моё вдохновение отдыхает.  

Откуда Вы черпаете вдохновение?
Это даже не вдохновение, а идея. Я беру её из любой жизненной ситуации, иду, смотрю камушек лежит или форма люка интересная. Это порождает какие-то образы. В Инстаграме я часто подписываюсь на аккаунты с разными животными. Недавно смотрел ядовитых лягушек. Их природа создала такими яркими, чтобы отпугивать, сообщать об опасности, а людей наоборот привлекают броские, кислотные цвета.


Из чего Вы создаёте свои скульптуры? Вы бы хотели пробовать разные материалы для своих работ?
Это всё из гипса. Есть Челобрек, который распечатан на принтере. Из гипса больше мороки, потому что я трачу много времени на то, чтобы его отлить, ошкурить, отшпаклевать, а печать ты просто заказываешь, и тебе всё делают: обрабатывают и приносят уже готовую болванку. Это удобно, но это, естественно, дороже.
С одной стороны, это хорошо, что с гипсом я делаю работу полностью от начала и до конца. А с другой стороны, созданием болванок могут заниматься и другие люди, облегчая мне задачу. Формы визуально не отличаются друг от друга, просто одно сделано из пластика, а другое из гипса, но гипс может упасть, разбиться на кусочки, а пластик нет. Сейчас вообще возникает такое количество новых технологий, это всё очень интересно, мир не стоит на месте. Я даже был на одном производстве, где 3d-принтеры печатают из металла. Однако мне важен не столько материал, сколько работа с уже готовой формой, которая для меня является холстом.



Чем объясняются такие простые сочетания цветов в Ваших работах?
Я не художник-колорист, одно время я даже думал, что я дальтоник, потому что у меня с другими людьми часто возникают разные мнения об одном цвете. Например, мне говорят, что это красный, а я вижу оранжевый. Есть люди, которые любят использовать тонкие цветовые сочетания. Я стараюсь сделать максимально просто по тону, по композиции, по форме, мне нравится, когда всё без излишеств.
Сначала пишу на белом, потом лессирую и какие-то места уже плотно заливаю краской. Если смотреть процесс, то фон некоторых работ — это не чёрный, а красный, синий, зелёный, которые наслаиваются и создают такую глубокую черноту.

Вы учились в мастерской Айдан Салаховой. Её взгляды и её творчество как-то повлияли на Вас? Если «нет», тогда какие деятели культуры или искусства повлияли на Ваше становление?
Айдан, конечно, повлияла. Я случайно туда попал, не знал, в какую мастерскую идти, принципиально не хотел в мастерскую по монументальной живописи: фрески и мозаики — мне это не интересно было. Тогда ко мне подошёл однокурсник и спросил: «Ты куда идёшь? Пойдём к Айдан?». Я у него поинтересовался:
- «Почему к Айдан?»
- «Ну, не знаю, там больше творческой свободы», — ответил он. Я и согласился, мне очень понравилось, и я не пожалел об этом.

Какое искусство сейчас наиболее продаваемо? Какими качествами оно должно обладать, чтобы найти своего покупателя?
Если бы я это знал, я был бы миллионером. Я думаю, оно должно быть просто качественно сделано и соответствовать времени.

Вы считаете, что форма преобладает над концепцией?
У кого как. У кого-то концепция важна, а у кого-то форма. У меня концепции вообще нет, я не концептуалист.  Например, когда я прихожу на выставки и смотрю на текст, который там представлен, то не я понимаю смысла написанного, поэтому я стараюсь вообще не читать их. Если меня что-то зацепило, тогда я уже подхожу к работе и внимательно рассматриваю её. Мне не близки концептуальные творческие идеи.

Изучая Ваше творчество, можно сделать вывод, что Вы любите работу с объёмом, с неким осязаемым материалом (рисунки скомканной бумаги, скульптуры Челобреков). С чем связана такая любовь?
Меня вдохновляют различные формы, простые или сложные, как они выглядят и взаимодействуют друг с другом. А в скульптуре, не знаю, может, игрушек в детстве не хватало.

Что Вас вдохновило на создание Челобрека, когда впервые его образ нашел своё воплощение?
Я учился в институте, и у меня был (и есть) друг скульптор. Мы с ним постоянно спорили. Он говорил, что живописцы бездельники, они ставят холст и пишут одну картину два года. Он мне всё время показывал, как тяжело сделать скульптуру: каркас, форму. Я дал ему холст, а сам начал ваять: «Давай, ты будешь картину писать, а я что-нибудь лепить». Так получился Челобрек.


Вы больше позиционируете себя как живописца или как скульптора?
Я больше позиционирую себя как живописца, потому что в скульптурном искусстве мне, наверное, не хватает навыков, я создаю достаточно простые формы. Мне показали, как это делать и как это выглядит. Но, если надо было бы слепить что-нибудь более сложное и отформовать это, я бы уже не смог.

В Вашем творчестве часто встречается тема космического пространства. Вас увлекает это?
В последнее время я очень люблю наблюдать за заходом солнца. Это же огромное светило, если малейшая вспышка, то всё сгорит. Или оно потухнет — всё замёрзнет. А сколько там энергии? А когда она закончится? И куда это всё уходит, весь этот свет? И что там дальше? Ещё я смотрю разные фильмы про нашу Вселенную. Вчера посмотрел «Космическую одиссею». Я ни одного фильма Кубрика не смотрел, всё отрывками где-то видел, но так, чтобы от начала и до конца посмотреть фильм, у меня такого не было.
Я уже несколько лет, года четыре или пять, пишу серию работ, связанную с космосом. Решил собрать какую-то одну тему и где-нибудь её потом выставить.

Челобреки тоже связаны с космосом?
Всё, что я делаю, связано с этим. Это инопланетные существа. Я им придумал историю, что они прилетели на землю и втираются в доверие к людям, чтобы поселиться в каждом доме, заполнить Землю и всех подчинить. У меня вообще все персонажи отрицательные.

«Васёк» тоже отрицательный герой?
Я смотрел разные фильмы про океаны и морских обитателей и думал о том, как же сильно наша планета страдает от человека. Существует даже праздник, где дельфинов загоняют в одну бухту и убивают. Я сделал такого супергероя, который должен защищать морских обитателей, но он тоже недружественный персонаж. Я уже начал писать на нём надписи, не связанные с защитой морских обитателей, так что он постепенно переходит в другой разряд.



Как Вам пришла идея создания картин со скомканной бумагой?
Нам Айдан ставила натюрморты. Она брала большой кусок ватмана, сминала его и крепила к стене. Так не хотелось рисовать миллион складок, но потом я втянулся, приходил после лекций, рисовал. В дальнейшем начали появляться какие-то образы.
У всех этих бумажек интересная концепция. Они — как люди. Человек рождается чистый, как лист бумаги, в нём ещё ничего нет, со временем у него появляются какие-то знания, он проходит через разные трудности, его личность формируется. В конце жизни он уже опытный, весь в «складках». Если мять бумагу хаотично, она же не повторяется, она всегда будет разной. Её можно писать до бесконечности, но я устал. Я до сих пор иногда создаю работы с ней, но уже никому не отдаю.

Как Вы относитесь к теме экологии? Выступаете ли Вы за неё? И что лично Вы делаете для защиты экологии?
Да, я выступаю за экологию, не люблю, когда идёшь по улице, и везде валяется мусор. Я начал его сортировать. Потом я как-то увидел, что приезжает машина и всё это загружает в один контейнер. Мне рассказали, что это такой проект, они смотрят статистику. Надо сперва сказать людям, что нужно сортировать мусор, затем посмотреть, будут ли люди это делать. Но я всё равно выбрасываю туда, куда надо. Большие дела всегда начинаются с одного человека.


Что для Вас творчество вообще, для чего Вы творите? Хотите ли Вы донести до людей какие-то определённые идеи?
Когда я создаю свои произведения, я, конечно, вкладываю в них определённую мысль, но я не буду заниматься морализаторской работой, призывать к чему-то. Если зритель поймет идею, заложенную в моём творчестве — мне будет приятно, а если не поймёт — я не расстроюсь.

В одном интервью Вы говорили, что очень любите природу, близки с ней. У Вас есть какое-то «место силы»?
Нет, но у меня есть собака, зовут Каспер. У него очень много энергии, я гуляю с ним много часов в день, и он совершенно не устаёт. Собака даёт мне возможность побыть на природе. Обычно мы идём в парк, а иногда выезжаем на прогулку загород.

Как Вы относитесь к Гигеру?
Я обожаю фильм «Чужой», именно первую часть. Но сами работы Гигера не производят на меня особого впечатления, я не фанат. Хотя, конечно, у него интересное творчество, и меня действительно вдохновляет, что он принимает участие в таких масштабных проектах.

Вы бы отдали свою работу в чужой проект за идею или за большие деньги?
И за то, и за то (шутит художник). Нет, за идейность, конечно. Я отдам работу, но прежде посмотрю, что за проект. Если будет гонорар я, конечно, буду рад. Если это экологический проект, спонсированный государством, я готов и бесплатно в этом поучаствовать. Человечество должно становиться лучше.

Как Вы познакомились с Петром Леонидовичем Барановым?
Он постоянно приходил в наш институт. Однажды он привёл девушку, которой нужны были картины. Он подошёл ко мне и спросил стоимость моей работы, я ему сказал, что не знаю. Мы разговорились и познакомились. Когда я написал диплом, уже после защиты он мне позвонил и предложил продать эту работу. Приехал, забрал и уехал. Потом мы с ним встретились, и он говорит: «Вот я продал твою работу, вот тебе деньги». После этого даёт мне двести с лишним тысяч. Для меня это была заоблачная сумма.


Финальный вопрос

Дайте, пожалуйста, несколько советов молодым художникам, которые только начинают свой путь в мир искусства.
Я запомнил момент, когда мы учились у Айдан. У неё ещё была студия на Винзаводе. Там у нас каждый четверг была композиция. Однажды мы приходим, нам надо было принести эскизы. Она давала заданную тему и свободную. Мы приходили, и, если у кого-то нет домашнего задания, она говорила: «Так, все, кто показал, идут домой, а у кого нет — сидите и делайте, пока не придумаете что-нибудь толковое». Мы ей что-то рисовали, подносили, но всё не подходило. Тогда она сказала: «Не надо делать что-то для меня. Сделайте то, что вам интересно, то, что вы хотите, и то, что вас волнует». Я подумал, она права, просто создавай то, что тебе нравится, а не то, что люди могут купить. Поступай, как надо тебе, тогда точно всё получится.



Автор текста: Матюкина Татьяна
Автор фотографий: Сорокоумова Стефания