Они часто меняются, у меня нет такого, что есть любимый художник или любимая эпоха. Мне сегодня одно интересно, а завтра другое. Также и с произведениями. Сейчас я, например, изучаю творчество Аниш Капур, мне нравится. Можно даже не знать, что имел в виду автор, или какие тексты он писал, главное наблюдать за тем, какие чувства всё это у тебя вызывает.
Как у Вас происходит процесс работы, как Вы находите своё вдохновение?
Я просто сажусь работать, и уже в процессе ко мне приходит вдохновение. Если я ничего не создаю в данный момент, не леплю формы, не пишу картин, а занимаюсь другими делами, то и моё вдохновение отдыхает.
Откуда Вы черпаете вдохновение?
Это даже не вдохновение, а идея. Я беру её из любой жизненной ситуации, иду, смотрю камушек лежит или форма люка интересная. Это порождает какие-то образы. В Инстаграме я часто подписываюсь на аккаунты с разными животными. Недавно смотрел ядовитых лягушек. Их природа создала такими яркими, чтобы отпугивать, сообщать об опасности, а людей наоборот привлекают броские, кислотные цвета.
![](https://static.tildacdn.com/tild6161-3566-4339-b333-396133376264/IMAGE_2022-10-11_053.jpg)
Из чего Вы создаёте свои скульптуры? Вы бы хотели пробовать разные материалы для своих работ?
Это всё из гипса. Есть Челобрек, который распечатан на принтере. Из гипса больше мороки, потому что я трачу много времени на то, чтобы его отлить, ошкурить, отшпаклевать, а печать ты просто заказываешь, и тебе всё делают: обрабатывают и приносят уже готовую болванку. Это удобно, но это, естественно, дороже.
С одной стороны, это хорошо, что с гипсом я делаю работу полностью от начала и до конца. А с другой стороны, созданием болванок могут заниматься и другие люди, облегчая мне задачу. Формы визуально не отличаются друг от друга, просто одно сделано из пластика, а другое из гипса, но гипс может упасть, разбиться на кусочки, а пластик нет. Сейчас вообще возникает такое количество новых технологий, это всё очень интересно, мир не стоит на месте. Я даже был на одном производстве, где 3d-принтеры печатают из металла. Однако мне важен не столько материал, сколько работа с уже готовой формой, которая для меня является холстом.
![](https://static.tildacdn.com/tild6461-3139-4730-b031-316238373063/IMAGE_2022-10-11_054.jpg)
Чем объясняются такие простые сочетания цветов в Ваших работах?
Я не художник-колорист, одно время я даже думал, что я дальтоник, потому что у меня с другими людьми часто возникают разные мнения об одном цвете. Например, мне говорят, что это красный, а я вижу оранжевый. Есть люди, которые любят использовать тонкие цветовые сочетания. Я стараюсь сделать максимально просто по тону, по композиции, по форме, мне нравится, когда всё без излишеств.
Сначала пишу на белом, потом лессирую и какие-то места уже плотно заливаю краской. Если смотреть процесс, то фон некоторых работ — это не чёрный, а красный, синий, зелёный, которые наслаиваются и создают такую глубокую черноту.
![](https://static.tildacdn.com/tild3533-3737-4637-b932-353161653637/IMAGE_2022-10-11_053.jpg)
Вы учились в мастерской Айдан Салаховой. Её взгляды и её творчество как-то повлияли на Вас? Если «нет», тогда какие деятели культуры или искусства повлияли на Ваше становление?
Айдан, конечно, повлияла. Я случайно туда попал, не знал, в какую мастерскую идти, принципиально не хотел в мастерскую по монументальной живописи: фрески и мозаики — мне это не интересно было. Тогда ко мне подошёл однокурсник и спросил: «Ты куда идёшь? Пойдём к Айдан?». Я у него поинтересовался:
- «Почему к Айдан?»
- «Ну, не знаю, там больше творческой свободы», — ответил он. Я и согласился, мне очень понравилось, и я не пожалел об этом.
Какое искусство сейчас наиболее продаваемо? Какими качествами оно должно обладать, чтобы найти своего покупателя?
Если бы я это знал, я был бы миллионером. Я думаю, оно должно быть просто качественно сделано и соответствовать времени.
Вы считаете, что форма преобладает над концепцией?
У кого как. У кого-то концепция важна, а у кого-то форма. У меня концепции вообще нет, я не концептуалист. Например, когда я прихожу на выставки и смотрю на текст, который там представлен, то не я понимаю смысла написанного, поэтому я стараюсь вообще не читать их. Если меня что-то зацепило, тогда я уже подхожу к работе и внимательно рассматриваю её. Мне не близки концептуальные творческие идеи.
![](https://static.tildacdn.com/tild6535-3935-4736-a536-353633386632/IMAGE_2022-10-11_053.jpg)
Изучая Ваше творчество, можно сделать вывод, что Вы любите работу с объёмом, с неким осязаемым материалом (рисунки скомканной бумаги, скульптуры Челобреков). С чем связана такая любовь?
Меня вдохновляют различные формы, простые или сложные, как они выглядят и взаимодействуют друг с другом. А в скульптуре, не знаю, может, игрушек в детстве не хватало.
Что Вас вдохновило на создание Челобрека, когда впервые его образ нашел своё воплощение?
Я учился в институте, и у меня был (и есть) друг скульптор. Мы с ним постоянно спорили. Он говорил, что живописцы бездельники, они ставят холст и пишут одну картину два года. Он мне всё время показывал, как тяжело сделать скульптуру: каркас, форму. Я дал ему холст, а сам начал ваять: «Давай, ты будешь картину писать, а я что-нибудь лепить». Так получился Челобрек.
![](https://static.tildacdn.com/tild6466-6131-4631-b861-643538343937/IMAGE_2022-10-11_053.jpg)
Вы больше позиционируете себя как живописца или как скульптора?
Я больше позиционирую себя как живописца, потому что в скульптурном искусстве мне, наверное, не хватает навыков, я создаю достаточно простые формы. Мне показали, как это делать и как это выглядит. Но, если надо было бы слепить что-нибудь более сложное и отформовать это, я бы уже не смог.
В Вашем творчестве часто встречается тема космического пространства. Вас увлекает это?
В последнее время я очень люблю наблюдать за заходом солнца. Это же огромное светило, если малейшая вспышка, то всё сгорит. Или оно потухнет — всё замёрзнет. А сколько там энергии? А когда она закончится? И куда это всё уходит, весь этот свет? И что там дальше? Ещё я смотрю разные фильмы про нашу Вселенную. Вчера посмотрел «Космическую одиссею». Я ни одного фильма Кубрика не смотрел, всё отрывками где-то видел, но так, чтобы от начала и до конца посмотреть фильм, у меня такого не было.
Я уже несколько лет, года четыре или пять, пишу серию работ, связанную с космосом. Решил собрать какую-то одну тему и где-нибудь её потом выставить.
Челобреки тоже связаны с космосом?
Всё, что я делаю, связано с этим. Это инопланетные существа. Я им придумал историю, что они прилетели на землю и втираются в доверие к людям, чтобы поселиться в каждом доме, заполнить Землю и всех подчинить. У меня вообще все персонажи отрицательные.
«Васёк» тоже отрицательный герой?
Я смотрел разные фильмы про океаны и морских обитателей и думал о том, как же сильно наша планета страдает от человека. Существует даже праздник, где дельфинов загоняют в одну бухту и убивают. Я сделал такого супергероя, который должен защищать морских обитателей, но он тоже недружественный персонаж. Я уже начал писать на нём надписи, не связанные с защитой морских обитателей, так что он постепенно переходит в другой разряд.
![](https://static.tildacdn.com/tild3866-6639-4333-a131-373966383632/IMAGE_2022-10-11_054.jpg)
Как Вам пришла идея создания картин со скомканной бумагой?
Нам Айдан ставила натюрморты. Она брала большой кусок ватмана, сминала его и крепила к стене. Так не хотелось рисовать миллион складок, но потом я втянулся, приходил после лекций, рисовал. В дальнейшем начали появляться какие-то образы.
У всех этих бумажек интересная концепция. Они — как люди. Человек рождается чистый, как лист бумаги, в нём ещё ничего нет, со временем у него появляются какие-то знания, он проходит через разные трудности, его личность формируется. В конце жизни он уже опытный, весь в «складках». Если мять бумагу хаотично, она же не повторяется, она всегда будет разной. Её можно писать до бесконечности, но я устал. Я до сих пор иногда создаю работы с ней, но уже никому не отдаю.
Как Вы относитесь к теме экологии? Выступаете ли Вы за неё? И что лично Вы делаете для защиты экологии?
Да, я выступаю за экологию, не люблю, когда идёшь по улице, и везде валяется мусор. Я начал его сортировать. Потом я как-то увидел, что приезжает машина и всё это загружает в один контейнер. Мне рассказали, что это такой проект, они смотрят статистику. Надо сперва сказать людям, что нужно сортировать мусор, затем посмотреть, будут ли люди это делать. Но я всё равно выбрасываю туда, куда надо. Большие дела всегда начинаются с одного человека.
![](https://static.tildacdn.com/tild3836-3430-4664-b534-383330353837/IMAGE_2022-10-11_054.jpg)
Что для Вас творчество вообще, для чего Вы творите? Хотите ли Вы донести до людей какие-то определённые идеи?
Когда я создаю свои произведения, я, конечно, вкладываю в них определённую мысль, но я не буду заниматься морализаторской работой, призывать к чему-то. Если зритель поймет идею, заложенную в моём творчестве — мне будет приятно, а если не поймёт — я не расстроюсь.
В одном интервью Вы говорили, что очень любите природу, близки с ней. У Вас есть какое-то «место силы»?
Нет, но у меня есть собака, зовут Каспер. У него очень много энергии, я гуляю с ним много часов в день, и он совершенно не устаёт. Собака даёт мне возможность побыть на природе. Обычно мы идём в парк, а иногда выезжаем на прогулку загород.
Как Вы относитесь к Гигеру?
Я обожаю фильм «Чужой», именно первую часть. Но сами работы Гигера не производят на меня особого впечатления, я не фанат. Хотя, конечно, у него интересное творчество, и меня действительно вдохновляет, что он принимает участие в таких масштабных проектах.
Вы бы отдали свою работу в чужой проект за идею или за большие деньги?
И за то, и за то (шутит художник). Нет, за идейность, конечно. Я отдам работу, но прежде посмотрю, что за проект. Если будет гонорар я, конечно, буду рад. Если это экологический проект, спонсированный государством, я готов и бесплатно в этом поучаствовать. Человечество должно становиться лучше.
Как Вы познакомились с Петром Леонидовичем Барановым?
Он постоянно приходил в наш институт. Однажды он привёл девушку, которой нужны были картины. Он подошёл ко мне и спросил стоимость моей работы, я ему сказал, что не знаю. Мы разговорились и познакомились. Когда я написал диплом, уже после защиты он мне позвонил и предложил продать эту работу. Приехал, забрал и уехал. Потом мы с ним встретились, и он говорит: «Вот я продал твою работу, вот тебе деньги». После этого даёт мне двести с лишним тысяч. Для меня это была заоблачная сумма.
![](https://static.tildacdn.com/tild3565-6637-4938-a265-663134313166/IMAGE_2022-10-11_061.jpg)
Финальный вопрос
Дайте, пожалуйста, несколько советов молодым художникам, которые только начинают свой путь в мир искусства.Я запомнил момент, когда мы учились у Айдан. У неё ещё была студия на Винзаводе. Там у нас каждый четверг была композиция. Однажды мы приходим, нам надо было принести эскизы. Она давала заданную тему и свободную. Мы приходили, и, если у кого-то нет домашнего задания, она говорила: «Так, все, кто показал, идут домой, а у кого нет — сидите и делайте, пока не придумаете что-нибудь толковое». Мы ей что-то рисовали, подносили, но всё не подходило. Тогда она сказала: «Не надо делать что-то для меня. Сделайте то, что вам интересно, то, что вы хотите, и то, что вас волнует». Я подумал, она права, просто создавай то, что тебе нравится, а не то, что люди могут купить. Поступай, как надо тебе, тогда точно всё получится.
![](https://static.tildacdn.com/tild6362-6238-4238-b436-353235316563/IMAGE_2022-10-11_061.jpg)
Автор текста: Матюкина Татьяна
Автор фотографий: Сорокоумова Стефания