«Купания Красного коня» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина как образ истории Советской России
р.
р.
17 января в Галерее А3 Объединения «Выставочные залы Москвы» состоится открытие выставки кураторов Дмитрия Плоткина и Любови Бутко «Купания Красного коня» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина как образ истории Советской России» в составе двух экспозиций «Красный конь революции» и «Начало новой эры».
В культуре одной из важнейших ее доминант является историческая память и ее художественное осмысление. В проекте «Красный конь революции» представлено очень своевременное, современное и актуальное обращение к нашей недавней истории, к целой эпохе в жизни народа, объединенного СССР, а ныне мучительно осмысляющего свое новое состояние. В этой духовной работе принимают участие многие фактологические материалы, мифы и стремление осветлить прошлое, придав ему больше положительного звучания.
Автор проекта – Дмитрий Плоткин, который уже на протяжении 30 лет последовательно исследует феномен человеческой цивилизации и ее главной составляющей – Культуры, на этот раз предлагает зрителю свое понимание исторического процесса, как некоего периодически повторяющегося «канона». Для этого он использует разнообразный инструментарий. С одной стороны это картины, присутствие которых, помимо хроникальных фотографий и плакатов, превращает проект именно в художественный. И здесь очень точное попадание с выбором авторов, написавших полотна-парафразы на известную картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». Каждому художнику удалось блестяще выразить основные тезисы проекта, определяющие его в философское послание.
В большом зале представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Ольги Кулагиной, Дмитрия Плоткина, Игоря Соловьева и Александра Элмара.
Картина самого Кузьмы Петрова-Водкина демонстрирует романтический посыл – его современники ждали и хотели перемен и не боялись грядущего насилия. Работа Ольги Кулагиной «Рождение красного» передает идею созидающей силы, приводящей к появлению «новой галактики».
В картине Дмитрия Плоткина «Универсальная река абсолютной любви» показана кроваво-красная стихия желания построить новую жизнь, невзирая ни на какие жертвы.
Полотно «Жизнь» Игоря Соловьева отсылает ко времени, когда процесс создания «Нового мира» превращается в повседневную рутину, лишенную подвига. Картина Александра Элмара «Конь Блед» ставит финальную точку-приговор Большой эпохе и предвещает наступление нового времени.
Вторым важным языком являются хроникальные фотографии, объективно освещающие подвиги и трагедии нашей недавней истории.
И наконец, еще одним важнейшим выразительным языком в этом проекте являются плакаты, которые ведут с хроникальными фотографиями бескомпромиссный диалог, позволяющий полнее ощутить историческую правду.
Эту часть проекта можно увидеть в малом зале, где открывается выставка-спутник проекта – «Начало новой эры» (куратор – Любовь Бутко, партнер арт-проекта – галерея Rarita). В ней представлены редкие дореволюционные и советские плакаты, гравюры, атрибутика советской эпохи. Начав экскурс в прошлое с экспоната «Страшный суд» 1906 года, зрители увидят все основные этапы жизни страны, вплоть до 1991 года. Заглянут в старый чемодан с личными вещами и документами советского человека.