Интервью
Александр Ворохоб

Александр Ворохоб

Какой Ваш любимый скульптор или художник? Почему? Повлиял ли он на Ваше творчество? Если «да», то как?
Мне, как профессионалу, сложно ответить на этот вопрос однозначно. Для меня важен диалог со всей историей искусства. Если говорить о конкретных именах, то это достаточно большой список скульпторов, порой, совершенно разных , безусловно, Микеланджело, Донателло, Никколо дель Арка на каком-то этапе это Эмиль Бурдель, во многом это Огюст Роден. У меня был определенный период увлечения Эрнстом Барлахом. Также для меня очень важны Генри Мур, Константин Бранкузи, Исаму Ногути. Из современных безусловно вызывают большой интерес такие художники как Энтони Гормли, Аниш Капур мне очень импонирует их если можно так сказать – философичность, мне это близко. Я интересуюсь рассуждающими скульпторами, которые испытывают язык скульптуры на способность быть актуальным «сегодня» ищут возможность формулировать при помощи этого медиа свое глубинное, тайное.


Расскажите о пути Вашего становления. Почему именно скульптура?
Сложно сказать, что конкретно на тебя повлияло. Меня всегда привлекали формы, вес, материал. Это важные категории. Наверное, все идет из детства. Тогда мне нравилось держать в руках игрушки-железки, камни. Одновременно с этим мне всегда была важна устойчивость и долговечность формы. Я не любил, когда материал демонстрировал свою изменчивость. В этом уже раскрывается тема взаимоотношения со временем. Чаще всего в моих работах поднимается тема памяти и реальности, смерти и жизни. Если говорить о семье, то скульпторов в роду у меня не было. Отец немного занимался ваянием, но на уровне увлечения.
Однажды мы делали с друзьями скульпторами, фильм, сопровождающий нашу совместную выставку, и в нем одним из вопросов был: «Что для тебя скульптура?»
Моя формулировка звучала так : «Скульптура это то чем я измеряю свое время».




Можете поделиться советом с художниками, которые переживают творческий кризис?
Я не могу дать какого-то совета, потому что не понимаю, что такое творческий кризис. Жизнь — это перманентный кризис. Кризис заложен в ее основе, поэтому он вполне естественен для любого формирующегося, эволюционирующего человека, в том числе и художника. Я думаю, что попытки выставлять кризис как какую-то поведенческую модель — это всего лишь артистизм, игра. Нужно работать вне зависимости от того, есть у тебя кризис или нет, потому что в процессе будет вызревать нечто новое. Человеку необходимо выходить из зоны комфорта в новое поле, освобождать себя от привязанности к чему бы то ни было. Это в буквальном смысле помогает вырабатывать новые нейронные связи.

Какой Ваш любимый материал, из которого Вы создаете свои скульптуры? С чем Вам приятнее работать?
Вообще «проблема» материала в искусстве имеет большое значение. Во многом сам язык того или иного искусства определяется творческой реакцией художника на материал. У меня этой теме даже, когда то, диссертация была посвящена. Так важно было для меня разобраться и так значима для меня была эта тема. Для скульптора материал — это вместилище содержания. Когда ты начинаешь развиваться, то понимаешь, что материал — это все, с чем ты работаешь. Это не только буквальный «материал», но это и слово, и человеческое поведение, и время, и пространство, и всевозможные реакции.
Однако, если отвечать на вопрос конкретно, мне импонирует металл, последние годы полюбил гипс, если воспринимать его как самостоятельный материал.
По своему складу я ориентирован на монументальное обобщение. Мне нравится когда скульптура становится частью большого пространства. Мне нравится, когда скульптура не кому не принадлежит. При создании всегда возникает много конфликтов-творческих ,материальных ,психологических и.т.д.. Это длительный процесс-материализация своего проекта, замысла.
Если бы мне удавалось сделать сразу как я захотел, я вероятно был бы другим художником, я бы не попробовал много чего нового для себя, не ввел бы цвет в произведения, потому что всегда любил материал в чистом виде и много чего еще. Но при этом на мой взгляд скульптору важно не дать подчинить себя материалу, не сесть на «своего конька» в виде привычных приемов технологий ,не сползти в декоративность. Художник в определенном смысле не накапливает опыт. Он, как только достигает цели, стремится сбежать в новое пространство.

Концепция, форма или пространство? Насколько они важны для Вас? Что из этого в Вашем понимании имеет главенствующую роль?
На мой взгляд, это неразрывная история. Форма живёт в пространстве, а пространство реализуется через эту форму. Например, у меня есть работа «Интенсивность», она в какой то степени иллюстрирует то, что я думаю по этому поводу. Если рассматривать форму и пространство как художественную метафору то можно их представить как нечто единое рассматриваемое с разных сторон и разделившееся для самопознания. Так пространство можно уподобить всеобщему, а форма наделена характером, субъектностью. Всеобщее познает себя, свою безграничность, бесконечность свою плотность и.т.д. по отношению к конечности, ограниченности, временность субъекта и наоборот.


Что можно назвать идеальным пространством для Ваших работ?
Мои скульптуры могут существовать в разном пространстве, была бы адаптация.
Важнее для меня то, что это пространство публичное, общественное. Будь то городское пространство или природный ландшафт.
Мне нравится, когда скульптура это самостоятельное высказывание, когда художник не иллюстрирует предлагаемую проблематику, а делает самодостаточную вещь. Проблемы современной городской скульптуры — это постоянные попытки приурочить ее к случаю, к адресу или к юбилею грубо говоря оправдать ее существование чем то более значимым чем она сама. Я исхожу из версии, что город нужно строить под скульптуру, а не скульптуру для города(в шутку). Вообще проблематика публичного пространства и искусства это тема которая меня волнует и которой я занимаюсь в общественном пространстве.


Какую роль играет цвет в Ваших произведениях? Как Вы к нему пришли?
Цвет в моих произведениях возникает в процессе работы над ними как необходимость. Он решает не только задачи визуального, эстетического характера, но и начинает рождать новые смыслы. Когда то я разрешил себе рассматривать в качестве конечного материала для воплощения своих работах такие материалы как гипс, доски , фанерки, тогда собственно и добавился к ним –цвет, краска с ее поверхностью фактурой. Так что цвет в моем понимании тоже материален вещественен.


Вы преподаете в МПГУ, работаете со студентами. На сколько важна назидательная составляющая искусства?
Вначале необходимо разделить образование и искусство. Когда ты работаешь как художник, ты не думаешь о том, что искусство должно или не должно. Ты создаешь работу, исходя из своих внутренних ощущений, зачастую даже не понимая их причины. Некоторые художники склонны анализировать то что приходит им в голову и выходит из под их руки, а некоторые нет. Преподавание развивает умение анализировать, приучает «бессловесного художника» выражать свои мысли с помощью слов, а не только художественных образов. Хотя многие считают, что художник не должен быть «умным».
Я думаю, что любое искусство — это усложнение. Собственно «человек» это усложнение и искусство это усложнение и в этом смысле искусство очень человечно. Это то что касается назидательной составляющей. Если мы хотим человечное общество, то есть сложное – состоящее из сложного человека, то просвещение в области искусства является одним из очень важных инструментов в достижении этой цели.


Кого олицетворяет безличный герой, присутствующий во многих Ваших произведениях? Какую роль он играет? Это просто стаффаж или же проекция массового зрителя?
Есть идеи где мне требуется моделирование с «большой высоты», где изображен не конкретный человек, а его обобщенная форма, знак. Это некая драма ускользающего человека, он то появляется, то исчезает, то становится симбиозом, частью пространства. В этом случае меня не интересует характеристика и я отказываюсь от потребности, любого рода конкретизация обстоятельств губительна. Я вообще с трудом вижу портретностью со свойственной ей героикой пафосом в центе рефлексий современности. Мир отказывается от вертикали и множится своим разнообразием в горизонтальной плоскости. 
В традиционном понимании мир является вертикальной системой, которая моделируется везде — в семье, на работе. Вертикальность становится общей договоренностью. Однако сегодня нас все больше интересуют горизонтальные пространства и бесконечное комнатное развитие ячеек. Если вам не комфортно в одной из них, вы не будете драться за свое место в вертикали, вы просто уйдете и создадите еще одну комнату. Но в итоге мы получаем огромную конструкцию, в которой эти лица растворяются, потому что они никому не интересны. Вы становитесь частью информационной системы. К этому думаю следует относиться как к определенному этапу.
Насколько Вам близка идея единства науки и искусства?
Я верю в единство науки искусства. Единство в том смысле, что его больше чем иной раз ищут противоречий. Бесконечное углубление в одну сферу зачастую приводит к разобщению к тому, что на каком-то этапе разные области человеческого осмысления мира перестают встречаться. Тогда необходимо возвращаться на какую-то исходную точку, к первичной метафизике, только на другом витке. Я думаю ,что зона открытий сегодня расположена на стыке различных сфер человеческой деятельности, мне кажется обретение силы возможно сегодня в выявлении родства и единства разных областей человеческого познания. Идея выделения суверенитета и достижение глубины погружения через экзальтацию, теряют на мой взгляд главенствующую роль.


Насколько Вам интересно сотрудничество с театральной или кинематографической средой?
Нет, у меня никогда не было такого опыта. В этом смысле я весьма традиционен, мне интересна статика, автономия форм. У меня никогда не было желания сотрудничества с театральной или кинематографической средой, потому что я предпочитаю внутреннюю независимость, а не коллективную творческую работу. Но все подвижно это тоже новый материал и думаю в нем нашел бы возможность реализовать свои идеи.
Интересно ли Вам взаимодействие формы со светом?
Если мы говорим, что материалом является все в этом мире, то проделанное отверстие, из которого проходит световой луч, также становится частью твоей скульптуры. И это все еще вписывается в традиционное понимание скульптуры. Если это работает на ту идею, которая у меня есть, тогда я буду это использовать. Художник может бесконечно экспериментировать, но важно в итоге выкристаллизовывать, чтобы это все являлось частью твоей эволюции, превратилось в осознанность.



Финальный вопрос

Дайте, пожалуйста, несколько советов молодым художникам, которые только начинают свой путь в мир искусства.
Искусство — это необязательная форма жизни. Поэтому заниматься им нужно по любви, а не по необходимости. Искусство это сфера условностей , усложнений и изобретений поэтому необходимо развивать в себе любовь и уважение к «не прикладной» жизни к мысли и ее движению. А в частности, можно дать много других советов.
Стремись быть развитым человеком во всех смыслах, изучай историю искусств и смежные дисциплины, не уходи только в ремесло. Художник всегда должен понимать контекст, поле, в котором он существует. И на этом сложном пути главное понять – кто ты такой и какие у тебя цели. И просто надо понимать, что это пахота.


Фотографии - Стефания Сорокоумова.